Юрий Шевчук. ДДТ

CD Swe03
CD Swe08

Эта история началась жарким олимпийким летом 80-го в Уфе, столице Башкирии, небольшой республики на полпути между Поволжьем и Уралом, когда Юрий Шевчук, двадцатитрехлетний дипломированный художник, гитарист-самоучка и начинающий поэт заглянул в один из местных домов культуры, в котором четверо молодых людей - Рустем Асанбаев, Геннадий Родин, Владимир Сигачев и Рустем Каримов - пили пиво и в свое удовольствие играли песни любимых западных групп. Шевчук заглянул на минутку, а остался, как оказалось, навсегда. Так на свет и появилась группа ДДТ, ядовитое имя которой долгие годы отравляло жизнь тем, кто семьдесят лет решал, какие песни петь и какие книги читать народам тогдашнего СССР.

В последующие годы ДДТ не раз меняли свой состав, место жительства и профессиональный статуc - неизменными оставались лишь две вещи: личность автора всех песен группы Юрия Шевчука и его творческое кредо. На протяжение этих лет Шевчук зарекомендовал себя как не только классный музыкант, автор множества ставших хитами песен, но и как человек, всегда готовый открыто заявить о своей гражданской позиции. Еще на заре своей истории ДДТ начали задавать острые и порой весьма болезненные для истории нашей страны вопросы, будь то агрессия в Афганистане, диктат продажной бюрократии, засилье фальши и лицемерия в официозном искусстве, бедственное положение культуры на задворках "Великой Империи"... Едва ли не самой важной для Шевчука всегда оставалась тема личной отвественности человека за судьбы мира, тема нравственного выбора между конформизмом и совестью.

Две первых записи, сделанные кустарным способом в домашних условиях, легли в основу магнитофонниго альбома "Свинья на радуге" (1982), который разошелся по стране и сделал имя группы известным далеко за пределами Башкирии.

В 1982 группа приняла участие в конкурсе "Золотой Камертон", который проводила московская газета "Комсомольская Правда" и стала его лауреатом, однако, вскоре после этого столкновения с местными властями заставили лидеров ДДТ Шевчука и Сигачева искать убежища в Череповце, где работала знакомая им по конкурсу группа РОК-СЕНТЯБРЬ. С участниками этой группы в качестве сессионных музыкантов, они записали второй альбом ДДТ "Компромисс" (1983).

В мае 1983 группа с успехом выступила на стадионе "Лужники" в Москве, в программе официально санкционированного трехдневного фестивале "Рок за мир", однако, ее выступление было вырезано из посвященной событию телепрограммы.

На следующий год в Уфе был записан альбом "Периферия", после чего участники ДДТ - и прежде всего сам Шевчук - подверглись жестким преследованиям со стороны местной администрации и КГБ и были вынуждены покинуть дом. Некоторое время Шевчук провел в Свердловске, где играл с участниками группы УРФИН ДЖЮС, а в 1985 перебрался в Москву. В марте того же года он впервые дал концерт в Ленинграде.

Лишенный возможности работать нормально, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах - соло или дуэтом со скрипачем, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко. Их акустический альбом "Москва. Жара" (1985) в то время имел довольно широкую известность. Те же двое, плюс Сигачев, знаменитый фри-джазовый саксофонист Сергей Летов и гитарист из Уфы Нияз Абдюшев записали в ноябре 1985 альбом "Время".

В канун Нового 1987 года в Ленинграде сложился костяк нового состава ДДТ: Андрей Васильев (гитара, вокал), Вадим Курылев (бас, флейта, вокал) и Игорь Доценко (барабаны), который дебютировал 23 января в Рок-клубе, на концертном мемориале легендарной питерской группы РОССИЯНЕ (участником которой был, между прочим, нынешний директор ДДТ Евгений Мочулов). В апреле того же года к ним присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев, герой местного рок-н-ролла и бывший участник САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, еще одной культовой группы начала 70-х.

Весной 1987 ДДТ представили свою программу аудитории Пятого Ленинградского Рок-Фестиваля и - по оценкам многих экспертов - стали его главным открытием. Позднее в том же году ДДТ с триумфом выступили на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковных Черноголовке и Подольске (где с группой в последний раз вышел на сцену Сигачев, позднее собравший свою группу НЕБО И ЗЕМЛЯ). Тогда же состав ДДТ усилил клавишник Андрей "Мурз" Муратов из ЗООПАРКА, а в сентябре 1988 в рядах группы появился знаменитый джазовый саксофонист/флейтист Михаил Чернов, ранее работавший со многими биг-бэндами, а также с ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКОЙ Сергея Курехина, АКВАРИУМОМ и АЛИСОЙ. В тот же период с ними начал работать и Александр Бровко (губная гармоника, гитара).

Летом 1988 группа повторила успех на очередном Ленинградском фестивале, проехала с концертами по всей стране - от Белоруссии до Дальнего Востока - и записала новый альбом "Я получил эту роль" на ленинградской студии фирмы "Мелодия".

Если конец 80-х ДДТ провели в постоянных гастролях по стране, формируя собственную аудиторию, и несколько раз выезжали за границу (США, Франция, Япония, Венгрия, Польша, Великобритания, Израиль), то начало следующего десятилетия они встретили в студии. С выходом в 1991 году альбома "Оттепель" в деятельности группы начался новый этап. ДДТ значительно сократили число концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные и, как правило, связанные общей концепцией и режиссурой программы ("Черный пес Петербург" в конце 1992, "Это все..." весной 1994, "От и до" летом 1995), подтверждая свой статус регулярно выходящими альбомами ("Пластун", "Актриса Весна", "Это все"). Одними из первых ДДТ решили сосредоточить контроль за изданием своей музыкальной продукции в одних руках, организовав собственную студию и лэйбл DDT Records.

27 мая 1993 года, в день рождения Санкт-Петербурга, ДДТ дали открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало несколько тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в рок-фестивале "Белые Ночи Санкт-Петербурга" в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии "Овация" - как Лучшая Рок-Группа Года, тогда как сам Шевчук удостоился титула Лучший Рок-певец Года.

В декабре 1994 Шевчук отправился с миротворческой миссией в район военных действий в Чечне, где дал около пятидесяти концертов для российских воинов.

25 июня 1995 года ДДТ дали грандиозный (и, вероятно, крупнейший в истории отечественного рока) концерт на стадионе "Петровский", на котором присутствовало более сорока тысяч человек!

Хотя на первых порах музыка ДДТ тяготела, главным образом, к традициям 70-х (рок-н-ролл, люз, хард-рок), со временем мелодический язык Шевчука стал гораздо более разнообразным: альбомы середины 80-х включали элементы новой волны, позднее усилилась интонации народной музыки, традиционного русского мелоса, а альбомы начала 90-х демонстрируют массу отличных баллад и поп-хитов, сделавших ДДТ одними из наиболее успешных и популярных исполнителей в новейшей истории русского рока.

Группа снялась в документальных фильмах "Я получил эту роль" (реж.А.Мельниченко, 1983), "Рок" (реж.А.Учитель, 1987), "Игра с неизвестным" (реж.П.Солдатенков, 1988) и "Лимита" (реж. Е.Головня, 1989); Юрий Шевчук помимо этого сыграл главную роль в хужожественном фильме С.Сельянова "Духов день" (1991).

Андрей Бурлака